Сегодня речь пойдёт о такой скользкой и непростой теме как подготовка и использование минусовки для концертных выступлений. Сразу оговорюсь, что всё нижесказанное - не теория, а результаты личного опыта, в основном интуитивного и "на слух". Подчас, вероятно, с нарушениями каких-то основ, о которых я попросту ничего не тот момент не знал.
Играли мы очень непростую музыку - "играли" в прошлом времени, поскольку группы уже полтора года как не существует, да и её название ничего никому не скажет. Наш, с позволения, жанр можно с большой натяжкой назвать Symphonic Progressive Metal/Dark Art Rock, в звучании превалировали многоярусные клавишные партии и оркестровки, а поскольку клавишник в составе был в лучшем случае один, большая часть этих клавишных партий сваливалась на минусовку. Иногда приходилось туда же загонять и барабаны или даже бас (когда в группе в очередной раз образовывался недоукомплектованность состава), но это адский ад, don't try this at home.
В данном случае позволю себе исходить из того, что на минус требовалось вывалить только оркестр/клавишные партии, на которые живому клавишнику не хватало лишних трёх пар рук. Для этого использовался ноутбук с внешним аудиоинтерфейсом как минимум с двумя стереовыходами; а также мультитрекер (Cubase, Reaper, Sonar), куда минусовка сгружалась в уже сведённом в один или несколько треков виде.
Итак, в чём, собственно, заключается главная проблема? - Да в том, что минус должен быть слышен и слышен чётко. Что этому может мешать? - И субъективные, и объективные факторы.
Объективные факторы заключаются в том, что наши репетиционные базы эконом- и среднего класса - предназначены в лучшем случае для того, чтобы рубить в них "рокешник попроще" или панкуху. Помнится, один раз на одной базе, куда нас занесла нелёгкая, я ради смеха выставил на синтезаторе тембр ударных и долбанул по клавише, на которой висела бас-бочка. Порталы со сожжёными к простигосподи ВЧ-динамиками выдали мне что-то похожее на звук удара двух водопроводных труб друг о друга. А теперь представьте, каково на таких базах работать даже на живых инструментах и отрабатывать исполнительское мастерство.
Впрочем, это было давно, сейчас ситуация немного получше.
Ещё один объективный фактор заключается в том, что в некоторых клубах до сих пор встречается монофонический звук, а следовательно, минусовка должна быть в теории готова и к этому. Я, правда, грешным делом никогда это не брал в расчёт.
Теперь субъективные факторы: минусовка может звучать хорошо сама по себе, но при попытке играть вживую, если она не "выведена", она моментально "уйдёт в камыши", как только врубятся гитары.
Точно также, если атмосферы ради минусовка оказывается под слишком обильным ревербератором (см. статью Евгения Гурова "Объём"), ничего, кроме далёкого тумана, едва заметного за ритм-секцией, услышать в клубе не удастся. Реверб, стало быть, долой или на минимум. А вот Delay можно и оставить.
Что касается выведения, то это, по сути дела, совершенно студийный процесс - сведение и подобие мастеринга. Которые включают в себя адекватную эквализацию, компрессию и максимизацию.
Эквализацию следует проводить с учётом того, какие живые инструменты будут использоваться, чтобы не заглушить их или не заглушиться ими. Скажем, где у нас сидит электрогитара? Коллективный разум сообщает нам:
Или:
В свою очередь, бас-гитара проживает по следующему адресу:
Соответственно, на минусовке частоты, где предстоит "жить" гитарам, придётся провалить посредством эквалайзера, как минимум на 3db, а скорее всего потребуется ещё больше.
В свою очередь, если на минусовку "забрёл" какой-то солирующий тембр (у нас это бывали труба или одиночная скрипка - из оркестровых библиотек, естественно), то его лучше вообще держать отдельным треком, не сваливая в общую массу (то есть, не выводя в общий .wav-файл), чтобы в случае необходимости его можно было поднять или наоборот приглушить. Скорее всего, придётся находить его форманту и подымать её на 6db, а то и больше - чтоб слышно было. Чтобы его не забила солирующая гитара, например: минимум в одном треке у нас переплетались соло на гитаре и на трубе.
Буквально только что вот здесь нашлась обширная статья "Эквализация инструментов". Бесценный кладезь, надо заметить.
NB: следует иметь в виду, что самый простой и действенный способ, в сущности, это разведение инструментов на этапе аранжировки. Вышеописанный процесс необходим в тех случаях, когда клавишный массив всё-таки пересекается с другими инструментами.
Дальше компрессия, хотя откровенно говоря, я больше пользовался максимайзерами, нежели компрессорами: грубо, но действенно. Добиваться рафинированно-студийного звука на минусовке для игры в наших клубах - конечно, стоит, но в большинстве случаев бесполезно.
Опять же, в тех несчастных случаях, когда на минус заезжают ещё и ударные, их приходится также держать отдельными треками (отдельно бас-бочка, отдельно малый, отдельно хэты, отдельно крэш, и отдельно альты), жестоко эквализировать и компрессировать. Но живого ударника общий минус не заменит никогда.
Жить будет проще, если у вас в распоряжении - сразу два девайса (ноутбука), которые можно синхронизировать друг с другом (не спрашивайте, как, не имею опыта) и с одного гнать клавишный минус, например, с другого - барабанный. Но это только при особо суровой необходимости.
Возникает, однако, вопрос: минус - минусом, а как с ним держать синхронизацию живым участникам? Есть, конечно, чудо-барабанщики, которым можно дать четыре-восемь кликов с метронома и они будут железно держать ритм на протяжении всей композиции (при условии, что темп и размер одни и те же). Но проще сделать иначе: вывести метроном барабанщику в наушники.
Для этого потребуется, однако, аудиоинтерфейс с двумя стереовыходами: с одной стереопары на микшер и порталы идёт минусовка, с другого - метроном в наушники. Главное, чтобы был переключатель канала, который выводится в наушники. Мы использовали для этого сначала M-Audio Audiophile FireWire 24/96 (интерфейс снят с производства, если не ошибаюсь), а затем, когда пришлось срочно покупать новый ноутбук, а FireWire в нём не оказалось, понадобился и новый интерфейс: Focusrite Saffire 6 USB. К сожалению, он поддерживает только довольно тормознутый USB, поэтому латенция, может быть, как уверяет разработчик, и ниже, чем у конкурентов, но всё равно её безопасные значения - при которых нет щелчков и зависаний - оказываются выше, чем у карт FireWire. Сейчас уже появилась версия того же интерфейса с поддержкой USB 2.0, с ним, говорят, жить попроще.
NB: это просто самые дешёвые устройства, которые были доступны на тот момент. Экономить приходилось на всём.
Был период, когда наушники с метрономом нужны были и клавишникам, поскольку в некоторых наших песнях барабаны не участвовали вовсе. Для этих целей использовался четырёхканальный наушниковый разветвитель ART HeadAmp 4.
Такой вот высоко, а может, и низкотехнологический подход. Главной проблемой была необходимость таскать с собой огромное количество проводов и блоков питания и не дай бог было забыть хоть один.
И последнее: в некоторых наших клубах до сих пор случаются проблемы с DI-боксами. Если есть возможность разжиться таковым, то лучше брать сразу пару или один, но стерео.
Повторю, всё вышеизложенное - результат субъективного опыта. С охотой выслушаю любые рекомендации по улучшению техпроцесса.
Играли мы очень непростую музыку - "играли" в прошлом времени, поскольку группы уже полтора года как не существует, да и её название ничего никому не скажет. Наш, с позволения, жанр можно с большой натяжкой назвать Symphonic Progressive Metal/Dark Art Rock, в звучании превалировали многоярусные клавишные партии и оркестровки, а поскольку клавишник в составе был в лучшем случае один, большая часть этих клавишных партий сваливалась на минусовку. Иногда приходилось туда же загонять и барабаны или даже бас (когда в группе в очередной раз образовывался недоукомплектованность состава), но это адский ад, don't try this at home.
В данном случае позволю себе исходить из того, что на минус требовалось вывалить только оркестр/клавишные партии, на которые живому клавишнику не хватало лишних трёх пар рук. Для этого использовался ноутбук с внешним аудиоинтерфейсом как минимум с двумя стереовыходами; а также мультитрекер (Cubase, Reaper, Sonar), куда минусовка сгружалась в уже сведённом в один или несколько треков виде.
Итак, в чём, собственно, заключается главная проблема? - Да в том, что минус должен быть слышен и слышен чётко. Что этому может мешать? - И субъективные, и объективные факторы.
Объективные факторы заключаются в том, что наши репетиционные базы эконом- и среднего класса - предназначены в лучшем случае для того, чтобы рубить в них "рокешник попроще" или панкуху. Помнится, один раз на одной базе, куда нас занесла нелёгкая, я ради смеха выставил на синтезаторе тембр ударных и долбанул по клавише, на которой висела бас-бочка. Порталы со сожжёными к простигосподи ВЧ-динамиками выдали мне что-то похожее на звук удара двух водопроводных труб друг о друга. А теперь представьте, каково на таких базах работать даже на живых инструментах и отрабатывать исполнительское мастерство.
Впрочем, это было давно, сейчас ситуация немного получше.
Ещё один объективный фактор заключается в том, что в некоторых клубах до сих пор встречается монофонический звук, а следовательно, минусовка должна быть в теории готова и к этому. Я, правда, грешным делом никогда это не брал в расчёт.
Теперь субъективные факторы: минусовка может звучать хорошо сама по себе, но при попытке играть вживую, если она не "выведена", она моментально "уйдёт в камыши", как только врубятся гитары.
Точно также, если атмосферы ради минусовка оказывается под слишком обильным ревербератором (см. статью Евгения Гурова "Объём"), ничего, кроме далёкого тумана, едва заметного за ритм-секцией, услышать в клубе не удастся. Реверб, стало быть, долой или на минимум. А вот Delay можно и оставить.
Что касается выведения, то это, по сути дела, совершенно студийный процесс - сведение и подобие мастеринга. Которые включают в себя адекватную эквализацию, компрессию и максимизацию.
Эквализацию следует проводить с учётом того, какие живые инструменты будут использоваться, чтобы не заглушить их или не заглушиться ими. Скажем, где у нас сидит электрогитара? Коллективный разум сообщает нам:
- Частотный диапазон от 82 Гц до 1570 Гц
- Обертоны 5 кГц
- Эквализация
- Полнота 240 Гц
- Теплота 400 Гц
- "Струна" 2,5 кГц
- Полнота - 240 - 500 Гц
- Теплота - 400 Гц
- Струна - 2,5 кГц
- Присутствие - 1,5 - 2,5 кГц, колонка 4×12: срезать 1 кГц
В свою очередь, бас-гитара проживает по следующему адресу:
- Низы - 50 - 80 Гц
- Атака - 700 Гц
- Щелчок - 2,5 кГц
Соответственно, на минусовке частоты, где предстоит "жить" гитарам, придётся провалить посредством эквалайзера, как минимум на 3db, а скорее всего потребуется ещё больше.
В свою очередь, если на минусовку "забрёл" какой-то солирующий тембр (у нас это бывали труба или одиночная скрипка - из оркестровых библиотек, естественно), то его лучше вообще держать отдельным треком, не сваливая в общую массу (то есть, не выводя в общий .wav-файл), чтобы в случае необходимости его можно было поднять или наоборот приглушить. Скорее всего, придётся находить его форманту и подымать её на 6db, а то и больше - чтоб слышно было. Чтобы его не забила солирующая гитара, например: минимум в одном треке у нас переплетались соло на гитаре и на трубе.
Буквально только что вот здесь нашлась обширная статья "Эквализация инструментов". Бесценный кладезь, надо заметить.
NB: следует иметь в виду, что самый простой и действенный способ, в сущности, это разведение инструментов на этапе аранжировки. Вышеописанный процесс необходим в тех случаях, когда клавишный массив всё-таки пересекается с другими инструментами.
Дальше компрессия, хотя откровенно говоря, я больше пользовался максимайзерами, нежели компрессорами: грубо, но действенно. Добиваться рафинированно-студийного звука на минусовке для игры в наших клубах - конечно, стоит, но в большинстве случаев бесполезно.
Опять же, в тех несчастных случаях, когда на минус заезжают ещё и ударные, их приходится также держать отдельными треками (отдельно бас-бочка, отдельно малый, отдельно хэты, отдельно крэш, и отдельно альты), жестоко эквализировать и компрессировать. Но живого ударника общий минус не заменит никогда.
Жить будет проще, если у вас в распоряжении - сразу два девайса (ноутбука), которые можно синхронизировать друг с другом (не спрашивайте, как, не имею опыта) и с одного гнать клавишный минус, например, с другого - барабанный. Но это только при особо суровой необходимости.
Возникает, однако, вопрос: минус - минусом, а как с ним держать синхронизацию живым участникам? Есть, конечно, чудо-барабанщики, которым можно дать четыре-восемь кликов с метронома и они будут железно держать ритм на протяжении всей композиции (при условии, что темп и размер одни и те же). Но проще сделать иначе: вывести метроном барабанщику в наушники.
Для этого потребуется, однако, аудиоинтерфейс с двумя стереовыходами: с одной стереопары на микшер и порталы идёт минусовка, с другого - метроном в наушники. Главное, чтобы был переключатель канала, который выводится в наушники. Мы использовали для этого сначала M-Audio Audiophile FireWire 24/96 (интерфейс снят с производства, если не ошибаюсь), а затем, когда пришлось срочно покупать новый ноутбук, а FireWire в нём не оказалось, понадобился и новый интерфейс: Focusrite Saffire 6 USB. К сожалению, он поддерживает только довольно тормознутый USB, поэтому латенция, может быть, как уверяет разработчик, и ниже, чем у конкурентов, но всё равно её безопасные значения - при которых нет щелчков и зависаний - оказываются выше, чем у карт FireWire. Сейчас уже появилась версия того же интерфейса с поддержкой USB 2.0, с ним, говорят, жить попроще.
NB: это просто самые дешёвые устройства, которые были доступны на тот момент. Экономить приходилось на всём.
Был период, когда наушники с метрономом нужны были и клавишникам, поскольку в некоторых наших песнях барабаны не участвовали вовсе. Для этих целей использовался четырёхканальный наушниковый разветвитель ART HeadAmp 4.
Такой вот высоко, а может, и низкотехнологический подход. Главной проблемой была необходимость таскать с собой огромное количество проводов и блоков питания и не дай бог было забыть хоть один.
И последнее: в некоторых наших клубах до сих пор случаются проблемы с DI-боксами. Если есть возможность разжиться таковым, то лучше брать сразу пару или один, но стерео.
Повторю, всё вышеизложенное - результат субъективного опыта. С охотой выслушаю любые рекомендации по улучшению техпроцесса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий