Продолжение. Начало смотрите здесь.
В своё время притчей во языцех стал грандиозный успех Radiohead, выпустивших свой альбом In Rainbows напрямую через Сеть, после того, как они разругались со своим лейблом.
По этому поводу в воздух под крики "Ура!" поднялась целая туча чепчиков: вот оно, дескать, лейблы стали не нужны вообще, теперь Сеть рулит!..
Но почему-то того же успеха добились очень немногие. Были несколько success story в связи с социальной сетью Myspace, сделанной прямо-таки для музыкантов. Практически все сколько-нибудь значимые команды завели себе там аккаунты, некоторые даже "полностью переехали", закрыв более традиционные сайты... Но опять-таки, историй успеха - единицы, а исполнителей со своими записями - тьмы и тьмы и тьмы.
И никто никому, в сущности, не нужен.
Интернет сократил, казалось бы, дистанцию между музыкантом и слушателем, но вместе с тем воздвиг другой барьер - шум. Соотношение качественного материала к трешу всегда примерно одинаковое, но при этом чем больше становится всего сразу, тем труднее находить зёрна среди плевел.
Ставшие доступными технологии умеренно качественной звукозаписи и высокоскоростной интернет предоставили Дилетанту возможность быстро, легко - и необдуманно - записывать и "публиковать" свои нетленки на всеобщее обозрение. Функцию "фильтра качества", которую до определённого момента худо-бедно, но выполняли издающие компании, теперь приходится выполнять либо непосредственно слушателям (которые по умолчанию малолюбопытны и в большинстве предпочитают "лопать, что дают"), либо СМИ (у которых, опять-таки, свои, коммерческие соображения, о ком писать, а о ком нет), либо всевозможным агрегаторам и рекомендательным сервисам вроде Last.FM... Но как оказывается, ни СМИ, ни все "родственники" Last.FM среди молодёжи не котируются особо. По данным аналитиков Nielsen, 48% американских меломанов узнают о появлении новой музыки от радио, только 7% - в интернете, и из этих семи процентов большинство - с видеохостинга Youtube... Видео элементарно стимулирует любопытство, подавленное перенасыщением - перенасыщением музыкальной "продукции".
Как уже сказано, лейблы на протяжении определённого времени худо-бедно, но боролись за качество, отсекая совсем уж бездарных исполнителей, если их бездарность не получалось обратить в "концепцию".
Индустрия начала сыпаться, когда эти фильтры "сменили полярность", и то, что попроще и подурнее стало выше цениться. Связь между снижением планки качества музыкального материала и обесцениванием музыкальной продукции с точки зрения слушателей совершенно очевидна.
В Сети фильтров качества нет вовсе. Только собственные мозги и уши конечных "пользователей". А это, объективно говоря, тот ещё критерий. Особенно в условиях, когда музыкальная отрасль по всему миру на протяжении нескольких десятилетий выращивала себе поколения "потребителей", искренне считающих танцевальные помои большей музыкой, чем творения венских классиков. Можно обвинять автора этих строк в снобизме (он стерпит), но, к сожалению, он лично сталкивался с носителями подобных взглядов.
Общедоступность средств звукозаписи получит двоякие последствия. Большинство продаваемых и покупаемых средств записи звука относится к "эконом-классу" и позволяют получить "неплохой звук" за медные деньги. Это приведёт к повсеместному превалированию именно такого "неплохого", на три с плюсом, звучания; дилетантизм станет нормой, чтобы не сказать, стандартом. В таких условиях профессионалы звукозаписи окажутся нужны только в тех областях, где музыка имеет отчётливо "служебный" характер - кинематограф и видеоигры (и то до поры до времени).
  
С другой стороны...
...ещё древние римляне вывели формулу: чем больше человек имеет, тем большего желает. Со звукозаписью - то же самое; увлекшись ею всерьёз, DIY-музыканты и звукорежиссёры просто таки сами себе обязаны расширять свой кругозор и квалификацию. Данный блог ведётся для того, чтобы помочь им в этом - статьями и заметками о приёмах и средствах звукозаписи, в том числе, аппаратном и программном обеспечении, благо его становится всё больше. 
Внимание, сонар включён.
[...эти ваши интернеты...]
Интернет сам по себе - поистине великое средство коммуникации и распространения информации (и всего, что можно представить в качестве нулей и единиц). Средство, стоившее коммерческой музыкальной индустрии если не жизни, то самостоятельности, с одной стороны, а с другой, казалось бы, позволившее самим творцам (любым) общаться со своими слушателями напрямую, без посредничества издателей.В своё время притчей во языцех стал грандиозный успех Radiohead, выпустивших свой альбом In Rainbows напрямую через Сеть, после того, как они разругались со своим лейблом.
По этому поводу в воздух под крики "Ура!" поднялась целая туча чепчиков: вот оно, дескать, лейблы стали не нужны вообще, теперь Сеть рулит!..
Но почему-то того же успеха добились очень немногие. Были несколько success story в связи с социальной сетью Myspace, сделанной прямо-таки для музыкантов. Практически все сколько-нибудь значимые команды завели себе там аккаунты, некоторые даже "полностью переехали", закрыв более традиционные сайты... Но опять-таки, историй успеха - единицы, а исполнителей со своими записями - тьмы и тьмы и тьмы.
И никто никому, в сущности, не нужен.
Интернет сократил, казалось бы, дистанцию между музыкантом и слушателем, но вместе с тем воздвиг другой барьер - шум. Соотношение качественного материала к трешу всегда примерно одинаковое, но при этом чем больше становится всего сразу, тем труднее находить зёрна среди плевел.
Ставшие доступными технологии умеренно качественной звукозаписи и высокоскоростной интернет предоставили Дилетанту возможность быстро, легко - и необдуманно - записывать и "публиковать" свои нетленки на всеобщее обозрение. Функцию "фильтра качества", которую до определённого момента худо-бедно, но выполняли издающие компании, теперь приходится выполнять либо непосредственно слушателям (которые по умолчанию малолюбопытны и в большинстве предпочитают "лопать, что дают"), либо СМИ (у которых, опять-таки, свои, коммерческие соображения, о ком писать, а о ком нет), либо всевозможным агрегаторам и рекомендательным сервисам вроде Last.FM... Но как оказывается, ни СМИ, ни все "родственники" Last.FM среди молодёжи не котируются особо. По данным аналитиков Nielsen, 48% американских меломанов узнают о появлении новой музыки от радио, только 7% - в интернете, и из этих семи процентов большинство - с видеохостинга Youtube... Видео элементарно стимулирует любопытство, подавленное перенасыщением - перенасыщением музыкальной "продукции".
Как уже сказано, лейблы на протяжении определённого времени худо-бедно, но боролись за качество, отсекая совсем уж бездарных исполнителей, если их бездарность не получалось обратить в "концепцию".
Индустрия начала сыпаться, когда эти фильтры "сменили полярность", и то, что попроще и подурнее стало выше цениться. Связь между снижением планки качества музыкального материала и обесцениванием музыкальной продукции с точки зрения слушателей совершенно очевидна.
В Сети фильтров качества нет вовсе. Только собственные мозги и уши конечных "пользователей". А это, объективно говоря, тот ещё критерий. Особенно в условиях, когда музыкальная отрасль по всему миру на протяжении нескольких десятилетий выращивала себе поколения "потребителей", искренне считающих танцевальные помои большей музыкой, чем творения венских классиков. Можно обвинять автора этих строк в снобизме (он стерпит), но, к сожалению, он лично сталкивался с носителями подобных взглядов.
[Так что в итоге?]
Наиболее вероятным развитием событий представляется следующее:- Как нечто самостоятельное и экономически значимое коммерческая музыкальная отрасль исчезает примерно к 2020 году. Исчезает вместе со всей "экосистемой". Остаётся ничтожное количество элитных музыкальных издателей, которые, скорее всего, будут снова выпускать винил. Как раз вот недавно солист группы Elbow Гай Гарви объявил о намерении создать "виниловый" лейбл, который будет выпускать исключительно четырёхтрековые EP специального формата, который ещё не каждая команда будет способна соблюсти. 
 Скорее всего, расплодится огромное количество мелких "сетевых лейблов", содержимое каталогов которых будет определяться единственно вкусами их, лейблов, владельцев. В целом же будет превалировать сетевой "самиздат", и то в лучшем случае.
 
- Финансовые сливки с громадных каталогов крупнейших лейблов будут снимать нынешние IT-гиганты, причём скорее всего это будет Google, и/или Apple, и/или Sony. Учитывая нынешнюю капитализацию Apple, эта компания уже может разом поглотить всё мировую музыкальную отрасль и не подавиться. Разве что антимонопольные органы этому воспротивятся.
 
 На эти же компании, скорее всего, будут переориентированы финансовые потоки со всяких независимых издателей - даже не потоки, жиденькие струйки, но из них может натечь море. Правда, музыкантам с этого будет ни жарко, ни холодно.
 
- Музыка перестанет быть профессией, обратившись в хобби, для ревнителей высококачественного звука - весьма дорогостоящее. Рок- и поп-миллионеры уже, можно сказать, дело прошлое, новые если и появятся, то только в силу общей исторической инерции. 
 Это не означает, что профессиональных музыкантов не останется. Профессионалы высшего качества востребованы в музыкальном театре и в академической среде. А также на корпоративах: как известно, нынешние профи могут на одном выступлении перед "дорогими пиджаками" заработать столько, сколько за месяц гастролей.
 Вполне вероятно, что из далёкого прошлого всплывёт понятие капельмейстера - штатной "музыкальной" должности при каких-либо крупных корпорациях или даже при особо состоятельных представителей современной аристократии, если она такого названия заслуживает. В блогах сетевой "Компьютерры" по этому поводы были две заметки "Капельмейстеры и менестрели" (1, 2). Для "капельмейстеров" будущего такое положение будет удобно: им не придётся воевать за свою аудиторию, вот она, на блюдечке. Но и о творческой независимости говорить не придётся.
С другой стороны...
[что будет в этом блоге]
- статьи про музыкальный софт, в первую очередь бесплатный и малобюджетный
- заметки про веб-сервисы и ресурсы для музыкантов
- материалы об истории музыкальных инструментов
- заметки о тенденциях в музыкальной сфере
- много ностальгии и много ссылок
- аудиозаписи (эпизодически)
[чего здесь не будет]
- апологий пиратству, как и борьбы с ним: борцы "за пиратство" по большей части пытаются оперировать псевдолевацкими, а на самом деле глубоко филистерскими идеями о том, что музыкальная запись ничем не отличается от пачки презервативов, и, стало быть, платить за неё надо один раз (а лучше не платить вовсе). Но это не более чем прикрытие собственной жадности, которая ничем не лучше фарисейства лейблов
- холиваров про "тёплый ламповый звук". Ибо довольно
- мейнстримовой танцевальной попсы - за исключением тех случаев, когда упоминание её необходимо в рамках материала более широкой тематики
- постараемся избегать завала в обзорах в каком-либо (музыкальном) направлении, хотя следует сразу признать, что у авторов - нынешних и будущих - могут быть свои, крайне специфические вкусы, что неизбежно будет накладывать определённые отпечатки на то, что мы пишем.
Внимание, сонар включён.
 

 
Комментариев нет:
Отправить комментарий