вторник, 7 мая 2013 г.

Мысли о звуке - I

Sonar Station начинает публиковать серию заметок о звукозаписи за авторством Евгения Гурова, звукорежиссёра и музыканта, солиста московской команды Magik Brite. 

Мысль 1. Зачем cводить музыку


Долго раздумывая над этим вопросом, я пришел к выводу что музыку сводить вообще-то и не надо. И сейчас объясню почему. Дело в том, что как дилетант я часто сам «свожу» свою музыку, и причем делаю это тогда, когда мне моя музыка не нравится. То бишь, я считаю, что сведение может улучшить звучание, но на самом деле это очень большое заблуждение. Когда ты делаешь свою музыку то больше внимания стоит уделить именно аранжировке, а не сведению. Ну, а зачем надо сводить музыку, я сейчас попробую объяснить.

На мой взгляд, это нужно делать для того, чтобы ваш трек не особо отличался по звуку от остальной музыки, которую ваши друзья включили через домашний музыкальный центр во время первомайской пьянки. И поверьте мне на слово, это единственная причина что-либо "сводить". Слушатель, в отличие от музыканта, слышит музыку совсем иначе чем мы, ему совершенно не важны многие аспекты, которые отмечает для себя музыкант. Слушатель слышит информацию и энергию. Если в вашем шедевре минимум информации и энергии, то ваш трек - полное г--но... Нет, речь конечно же идет об не экспериментальной музыке.


Итак я бросаю вызов всему миру и заявляю, если аранжировка не звучит, сводить ее не надо! Бросьте это дело совсем. Если же аранжировка все-таки звучит и "качает", но проигрывает по звуку некоторым референсным произведениям, то давайте ее уже попробуем свести.
Если вы хоть раз читали книги по сведению, то вам должен быть знаком термин баланс. Везде про него пишут и нигде нет правды о том, что же это на самом деле. Зачастую нам втирают про амплитудный баланс - и это то что можно править годами в своем миксе и никогда не получить удовлетворения. Каждый раз с утра баланс громкостей между инструментами будет казаться неправильным, а под вечер идеальным. Я не знаю с чем это связано. И просто зарекся делать это утром. Возможно, слух слишком обострен, возможно, мозги свежи, неизвестно.

Ну, а самое интересное - это что амплитудный баланс не так важен как другой, частотный. Нам надо слышать достаточно верха, середины и низа чтобы получать комфортное впечатление от микса. Если мало верха или низа, микс будет либо плоским, либо темным. Если нет верхней середины, микс будет холодным, если нет нижней середины в миксе не будет «тела». Все это я пишу чисто субъективно, но основная мысль - это что частотный баланс зачастую важнее баланса громкостей. Да и громкость мы ставим верно на интуитивном уровне; ухо режет именно недостаток каких-либо частот в разных местах аранжировки.

Почему рок сводить легче чем современную музыку? А очень просто. Сам по себе рок-ансамбль, что бы мы ни делали, весьма хорошо сбалансирован по частотам. Там есть верха от барабанов, низы от баса, середина от гитары и небольшой участок, конкурирующий с вокалом.

Рок сводить просто. В этом-то и проблема.

Большинство книг написаны мастерами сведения классического рока, где роль инженера сведения не столь велика, как нам это преподносят. Попробуйте найти и скачать мультитрек Queen и убедитесь сами, что в том, что касается гитар и ритм-секции, там для вас никаких откровений и никакой мистики не будет, все просто и понятно. Ну, а как только вступит Меркьюри, микс сам собой превратится в чудо. Все встанет на свои места и зазвучит как Queen. Отсюда я делаю вывод: качество источника определяет качество звучания.

Сегодня мы пишем музыку, используя синтезаторы, и тут возникает целая масса проблем. Если аранжировщик толковый, то, скорее всего, все его тембры адекватно звучат вместе без всякого сведения. Если аранжировщик думает: «Ок, мне нравится этот синт, но он как-то режет слух, но, думаю, мы его сможем как-то свести потом», то это готовая проблема. Ничего потом свести не получится. Все, что вы делаете, должно звучать целиком и вместе без всякого сведения, иначе это будет не сведение, а каторга. Синтезаторы могу производить миллионы различных тембров, звучащих просто фантастически по отдельности и вообще никак не звучащих в миксе. Тембр надо подбирать к миксу, а никак не отдельно, слушая классный патч. Это просто надо понять. Я вот это понял - и вы можете послать меня на троебуквие, но я от этого никуда не денусь, а буду писать себе дальше.

Как определить границы микса? Уверен с таким понятием никто не знаком, ибо о нем никто не пишет, а все молчат. Денег за знания я не беру, а потому делюсь. Микс - это трехмерная среда с границами, которые и определяют размер микса. Возьмите хай-хэт и бас. Наиграйте простую мелодию на басу с аккомпанементом хайхета. Теперь вы знаете частотные границы вашего микса. У вас появились низ и верх. Осталось добавить Room (комнатную реверберацию) на все это хозяйство, и вы получите свой виртуальный объем. "Верх", "низ" делают бас плюс хайхет, а "близко-далеко" - реверб. Вы теперь можете поместить гитару к дальней стенке, или сунуть синтезатор в лицо слушателю, миновав рум вообще.

Возвращаясь к синтезаторам. Никогда не сводите синтезаторы в стерео, если только вы не делаете это на мониторах в правильной комнате, и у вас двадцать лет опыта за плечами. Дома мы делаем миксы в наушниках. Вы прочитаете сто книг и в каждой будет написано, что этого делать нельзя. И вот вам сто первая, гм, "книга" где я говорю что это делать можно. Конечно, потом недурственно отслушать материал на акустических системах, и даже крайне желательно. Но я пришел к выводу, что, пользуясь простыми правилами, можно делать жизнепригодные миксы в наушниках без контроля на акустике.

Акустика и наушники. Мы все знаем что сводить музыку надо на профессиональных студийных мониторах. В деталях вам никто не скажет ничего, кроме того, что это надо делать, потому что, дескать, у мониторов ровная АЧХ и поэтому только на них можно сделать правильный микс. Почему он будет правильным, вам не скажут. Я уже упомянул частотный баланс, и это имеет прямое отношение к сведению на студийных мониторах. Ну так вот, купите студийные мониторы по две тысячи долларов за штуку, сведите свой микс и выбросьте его. А мониторы отнесите в комиссионку. Теперь вы знаете что мониторы вам не помогли. В чем же косяк? Косяк в том что ваш трек сведен так, как вы бы хотели бы, чтоб он звучал, но студийная акустика вас обманула. Ровная АЧХ накладывает определенные рамки на то, как ваш микс должен звучать на студийной акустике. Микс должен быть максимально ровным по АЧХ. Задерете басы на студийном мониторе, и они порвут кому-нибудь бумбокс. Добавите яркого верха и где-то люди оглохнут от высоких частот, слушая ваше творенье в автомобиле. Я пришел к выводу что студийные мониторы мне удобны только тем, что их комутация унифицированна с остальным студийным железом. Слава богу на рынке project-решений полно мониторов, звучащих как hi-fi, иначе нам пришлось бы сводить на мультимедийной акустике. Что, впрочем, тоже имеет свой смысл. 

Говоря о смысле, как вы думаете, в каких условиях чаще всего будет воспроизведен ваш трек? Затычки mp3-плеера или автомагнитола - без вопросов. Сколько людей послушает ваш трек в дорогих наушниках или на домашней системе hi-fi? Боюсь что очень мало, а то и вообще ни разу никто. Однажды меня спросили, как замутить задешево студию сведения, и я на полном серьезе посоветовал купить дешевый автомобиль и сводить в нем. Меня конкретно не поняли

Но я сам лично сводил в автомобиле на ноутбуке, подключенном по AUX в штатную магнитолу. Опыт чрезвычайно полезный, должен сказать. 

Сводите на домашней мультимедии, просто знайте ее слабые места. Для этого слушайте на ней референсные треки. Контролируйте микс с утра по пути в офис в наушниках-затычках или в автомобиле. Самое главное - услышать, как оно звучит на разных динамиках. И не нужны вам мониторы за две тысячи долларов. Купите недорогой Behringer, если очень хочется; поверьте, нет микса который испортили мониторы, есть просто недостаток опыта и понимания, что такое контроль и зачем он нужен. Важно понимать, что нет универсальных мониторов, даже в профессиональной студии их, как правило, несколько. Возвращаясь к наушникам, хочу сказать что именно в них объем лучше слышно. Подставу тут организует помещение, в котором осуществляется сведение. Оно, как правило, не подготовлено, не имеет акустического оформления и зачастую это вообще кухня, что убивает весь смысл пользоваться дорогой акустикой.

Подводя итог, скажу что обычный человек интуитивно сведет трек на домашнем hi-fi лучше, чем на студийной акустике. При этом надо учесть? что сводить стоить только ту музыку которая изначально весьма неплохо звучит.

На этом и закончим первую мысль.

Продолжение следует

4 комментария:

  1. Интересный материал. Практически со всем согласен хоть я и не профессионал. Многое из сказаного проверил на практике. В конце концов слушаю часто старые записи или записаные дома и тем не менее шедевральные треки (извстных и не очень исполнителей), в которых все на месте хоть и писались на 4-дорожечный касетник. Таки-да - аранжировка очень многое решает. Чего только стоят саундтреки к советским фантастическим фильмам - Ж.М. Жарр отдыхает

    ОтветитьУдалить
  2. не понимаю зачем всем известные и гениальные звукорежиссёры упорно развивались, если могли просто прочитать эту статью

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Основная мысль что гениальный звукорежиссер сколько угодно может развиваться но делать это у него получится ТОЛЬКО при наличии гениального музыканта. В контексте темы, DIY звукорежиссер/музыкант развивается только до уровня самого себя как музыканта, проверить просто, качаете из интернета мультитрек NIRVANA и пробуете запороть.

      Удалить
  3. из тонны ненужной критической информации полезный (но бородатый) вывод один: проверяйте ваши миксы на самых разных акустических системах, чтобы максимально усреднить звучание

    ОтветитьУдалить