пятница, 18 декабря 2015 г.

Почему нет VST-эмуляторов Roland D-50 и JD-800, и почему они вряд ли когда-нибудь появятся

Некоторые классические аппаратные синтезаторы имеют тенденцию привлекать больше внимания среди разработчиков программных инструментов, нежели другие, и далеко не всегда это зависит только от популярности самих "исторических" устройств. Ключевым фактором является сложность архитектуры: понятно, что воспроизвести работу субтрактивного аналогового или FM-синтезатора несколько проще, чем клонировать даже самый простой инструмент с зашитыми сэмплами, если задача состоит в том, чтобы точно воспроизвести звучание оригинала.

Действующий копирайт на какие-либо элементы аппаратного синтезатора - будь то сэмплы или даже внешний вид панели управления.

По многочисленным форумам много лет задаются одни и те же вопросы: а где взять VST-эмулятор Roland D-50? "А нэту!" - отвечают резонные люди. А нету потому, что а) архитектура синтезатора включает в себя сэмпловую секцию, без которой никуда; б) на эти сэмплы у Roland до сих пор имеется копирайт и компания выпускает карты расширения для своих куда более новых машин, содержащие "те самые звуки"; в) наличие копирайта означает, что за попытками создать нелицензионные эмуляторы сторонними производителями от Roland в лучшем случае прилетит досудебная претензия (cease and desist letter) или прямо повестка в суд, хотя в большинстве случаев подобные проблемы решаются за закрытыми дверьми; г) любые попытки создать неавторизованный эмулятор D-50 вызывает лютый гнев саунд-дизайнера Эрика Персинга, который работал над созданием сэмплов для этого инструмента (а также JD-800 и многих-многих других). На сегодняшний день Персинг является креативным директором компании Spectrasonics, знаменитой такими виртуальными инструментами как Omnisphere, Trilian, Atmosphere и др. Фигура весомая, лучше его не злить :)

В 2014 году компания Binary Music выпустила библиотеку для сэмплера Kontakt под названием LA-50 на базе звуков, засэмплированных из Roland D-50.

Eric Persing showing off his OMG-1 synthesizer @ Moogfest2011" by Gina Collecchia (Licensed under CC BY 2.0 via Commons)
После появления соответствующей статьи в Synthopia, Эрик Персинг лично пришёл ругаться: мол, зачем уважаемый сайт продвигает пиратские поделки? Далее в комментариях он говорит весьма примечательную вещь:

"Все ключевые сэмплы и патчи Roland зарегистрированы в Библиотеке Конгресса в качестве защищённых копирайтом грамзаписей. Эти материалы принадлежат Roland".

Далее он поясняет, что по сути Roland выдаёт лицензию каждому пользователю своих синтезаторов на использование этих звуков в своих музыкальных записях и на живых выступлений; но не на создание "производных" вроде LA-50.

"Этот продукт не только нелегален, но ещё и КРАЙНЕ неэтичен. По сути, никакой творческой составляющей тут нет... они просто берут все мои патчи, пересэмплируют их и перепродают. Это очень сильно отличается от того, чем мы занимаемся в Spectrasonics, например, с такими инструментами как Omnisphere. Мы, конечно, используем множество стороннего оборудования для создания базовых библиотек к нашим инструментам... Но мы получаем лицензии от каждой компании, которой принадлежат те или иные сэмплы, прежде чем мы их выпускаем... И, самое главное... Мы НИКОГДА не сэмплируем заводские пресеты других синтезаторов, чтобы потом перепродавать их как наши собственные. Это ОТВРАТИТЕЛЬНО и неэтично. На любых используемых синтезаторах мы создаём наши собственные тембры, прежде чем их сэмплировать. Братство саунд-дизайнеров всех компаний слишком уважает чужой труд, чтобы без спросу его эксплуатировать. Это маленькая отрасль, мы все знаем и уважаем друг друга...", - написал Персинг.

"Все ключевые сэмплы и патчи Roland зарегистрированы в Библиотеке Конгресса в качестве защищённых копирайтом грамзаписей". - Эрик Персинг

Иными словами, можно даже не пытаться искать VST-эмуляторы Roland D-50, JD-800 и других инструментов. Печально, конечно, что компания Roland решила не "поддаваться на провокации" со стороны Korg с его дивным Legacy Collection. Кажется, единственный авторизованный сторонний VST-эмулятор разработок Roland - это Arturia Jupiter8 V. В Сети можно отыскать целый ряд инструментов, "инспирированных" JP-8000 и серией Juno, но это всё виртуальный аналог. Точно так же, как и первый собственный программный синтезатор Roland SH-101 PLUG-OUT (который предполагается использовать с аппаратной платформой AIRA, в первую очередь).

Роландовских ROMpler'ов, видимо, в ближайшее время ждать не приходится. Получить доступ к этим звукам можно только "аппаратным путём". 

Комментариев нет:

Отправить комментарий