понедельник, 12 августа 2013 г.

Катехизис музыканта, v.2.0 (18+, нецензурная лексика)

Этот набор то ли афоризмов, то ли премудростей, то ли изречений, хотя и написан от первого лица, составлялся коллегиально рядом музыкантов на основе их личного опыта и опыта друзей и знакомых. Многие тезисы могут показаться спорными или даже провокационными, но тут, как говорится, сколько людей, столько и мнений.

Итак, "Катехизис музыканта", издание второе, дополненное и переработанное :-)

    О взаимоотношениях с миром:

    • Дорогой музыкант, ты эпически крут, прекрасен и удивителен. Но только сам по себе никому не нужен. Тебе придётся убедить окружающих в обратном. Ты этого хочешь?

    • Если ты не умеешь смотреть в глаза людям у сцены, то и забей на это. А что? В мире масса прекрасных и полезных занятий помимо музыки.

    • Как только мир сходит с ума по очередному "культовому" проекту или новоультрамодному жанру, Musicforums и прочие доски объявлений покрываются плесенью объявлений о поисках музыкантов в группы-эпигоны. Количество этих объявлений прямо пропорционально той скорости, с которой культ сдувается.

    • Radiohead выпустили очень успешный альбом In Rainbows через интернет. Они могли себе это позволить. Не потому ли, что успели выпустить шесть альбомов на традиционном лейбле? 

    • Борцы с копирайтом, как поживает ваше светлое будущее, которое вы обещали десяток лет назад? Будущее, где нет жадных лейблов и прочих паразитствующих посредников, а преданные слушатели напрямую вознаграждают любимых исполнителей? В последний раз я слышал от "любителей музыки", что вся современная музыка - говно, а если не говно, то ботинки - один раз стачал их, один раз получил плату.

    • Если спросить трёхлетнего ребёнка, откуда в квартире берётся вода, он скажет: "Из крана". Для маленьких детей не существует ни охраняемых водоёмов, ни водозаборников, ни очистительных станций, ни гигантских канализационных систем, ни насосов, под громадным напором подающих воду в жилые дома, ни отводных систем, по которым сливные воды отводятся прочь. "Вода берётся из крана". Замените слово "вода" на "музыку", "кран" на "интернет" - и это будет позиция нынешних "меломанов". Причём далеко не трёхлетнего возраста. 

    • Вообще-то музыкант как представитель истеблишмента - это историческая аберрация. Профессиональный музыкант-миллионер стал возможен только в ХХ веке. А вот бродячие менестрели были всегда.

    • Ты хотел заработать на музыке денег? Сначала посчитай, сколько скачанных задаром MP3-файлов у тебя на плеере и нелицензионного софта на компьютере. С чего ты решил, что к твоим нетленкам будут относиться как-то иначе?

    • Ты всё ещё хочешь заработать на музыке денег? Кабак и электричка ждут тебя. Кстати, не худшая школа.

    • Формула "Группа <русское название> - это русский <западный ансамбль>" является одной из причин, по которой глобальной значимости русских групп вспомнить будет сложновато. Ещё одна причина заключается во фразах "И так сойдёт" и "Лучшее - враг хорошего".

    • Энн Хэтэуэй за роль Фантины в экранизации мюзикла "Отверженные" (Les Miserables) в США дали "Оскара". В России - как минимум в одном из московских кинотеатров - ключевой эпизод с исповедью Фантины встретили злобными матами и больным, истеричным ржачем. Ничего так не боится современный русский человек, как настоящих эмоций и их открытой демонстрации.

    • На Западе посетитель концерта - полноправный участник мероприятия, даже если сам ни на чём не играет. В России чаще всего - "прокурор" с большими комплексами и предубеждениями, особенно в отношении "незвёзд".

    • Но если ты его завоевал, вовлёк и втянул, - он твой исключительно преданный почитатель.

    • Если ты пел(-а) честно, а после концерта про тебя сказали "фанерщик"(-ца), рисуй на борту своего самолёта очередную звёздочку: победа засчитана. 

    О взаимоотношениях с соратниками:

    • Один мудрый музыкант говаривал: "Первое [что надо сделать] - убрать из рабочего поля чмошников и неудачников. Или (если они представляют творческую ценность) воспитывать в позитивном ключе: за каждое "не получится" - лопатой по еблу, за каждое "я не профессионал" засовывать черенок от лопаты в глотку до тех пор пока профессионалом себя не почувствует". Золотые слова.

    • Музыкант, сфокусированный на критике коллег по группе, и вообще всего происходящего, но не предлагающий конструктивной альтернативы (так как есть плохо, как улучшить - не знаю), разрушительно действует на коллектив. Расставайтесь – в три шеи, – если такое поведение не поддаётся коррекции. 

    • Старый друг лучше новых двух. Особенно, если умеет и хочет играть то же, что и ты. В остальных случаях лучше просто пить пиво после работы. 

    • Гриф лучше "нефритового жезла" уж тем, что при умелом использовании может доставить наслаждение сразу множеству людей. Просто не надо рассматривать одно как продолжение другого. 

    • Вероятно, из-за сходства грифа с половым членом, лид-гитаристы подчас склонны вести себя как законченные задницы. Странно, но с басистами такое происходит куда реже. Наверное, потому что гриф подлиннее.

    • Если ты берёшь в свою группу вокалистку с конечной целью её трахнуть, удостоверься, что альфа-самец в команде именно ты. В противном случае сразу переименовывай ансамбль в "Санта-Барбару". Да, и забудь про "счастливый творческий союз" - его не будет. Иначе ты бы брал в группу вокалистку, чтобы она пела. А не млела.

    Об исполнении: 

    • Есть и ещё одна причина, по которой глобальных русских групп по сути и нет: овечий ужас большинства лабухов перед нестандартными структурами в музыкальных композициях.

    • Муравей, потерявшись, будет бегать кругами до смерти. То же ждёт музыканта, решившего, что играть лучше, чем он умеет в данный момент, ему уже не нужно.

    • Однажды ты познакомишься со своим потолком. Потолком возможностей. В 99 случаях из 100 - подвесным. Не пробовал посмотреть, что там за ним?

    • Трент Резнор может на полном серьёзе заявить, что для создания хорошей музыки сегодня не обязательно уметь играть на музыкальном инструменте. Правда, сам он играет на двух десятках. 

    • Часто говорят так: "Я, может, не очень много умею, но зато умею, и это моё. А учиться чему-то ещё не буду: и нового не приобрету, и то что есть продолбаю. Алексей Яковлев из "Форпоста" такую категорию музыкантов характеризовал так: "Вот у меня с детства рука кривая, поэтому я играю на гитаре криво. А если научусь прямо, криво играть разучусь." И вообще, добавим, собой быть перестану. И это, страшно сказать, более чем общий случай - и не только у музыкантов, кстати. И всегда этот страх - ложь: достаточно только взять себя в руки и начать ставить руку/голос/дыхание (изучать основы стихосложения, и т. п.), чтобы увидеть что ты боялся призраков. 

    • Начинающим вокалисткам следует законодательно запретить слушать ранний Nightwish. И Тарью Турунен отдельно - тоже. Хотя надо отдать ей должное: она регулярно напоминает, что академическому звукоизвлечению надо серьёзно учиться. Иначе останешься без голоса. Но не слушают газели.   

    • Разучиваешь произведение? -  иногда захочется что-то заменить. Сыграть по-другому; не так как в "оригинале". Очень хорошо... Творчески! А как в оригинале-то сдюжишь? В 7/8 вместо общепонятных 4/4? Меняй, упрощай, усложняй - ради бога, но начни с вопроса: "Как в оригинале получается хорошо?" Если да, попробуем теперь по-другому. 

    • Для чистого интонирования рекомендуется диета для ушей. То есть, музыка с предельно точной звуковысотностью. Никакой равномерной темперации. Заодно отрастёт привычка различать нюансы построения интервалов.

    • А чтобы играть ритмично, нужно слушать ритмичные исполнения и параллельно разбираться в нюансах движения.

    • Людей, пожалевших о то, что выучили ноты, не видел никто никогда. 

    • Умеешь петь тихо - умеешь петь.

    • Музыка физиологична. Пока ты не получаешь удовольствия просто от спетой в два голоса терции, слушателя эта терция тоже не порадует.

    • Умеешь играть медленно и при этом ровно и завораживающе - умеешь играть.

    • Секрет Полишинеля: музыка состоит из пауз между звуками. Время, потраченное на оттачивание совместного взятия нот и их одновременного снятия окупится сторицей.

    • Аранжировкам помогает тишина. Тишина как точка отсчёта: эффект каждой ноты тут же возрастёт в разы, поскольку радикально поменяется диапазон - не от самой тихой до самой громкой ноты, а от тишины и до самой громкой.

    • Зайца можно научить играть на барабане. А вот на барабанной установке - вряд ли.

    • Сверхрезультаты даются сверхусилиями. Но сверхусилия сами по себе не дают гарантии сверхрезультатов. Поговорка "Работать надо головой, а не по 12 часов" справедлива и для нашего брата.

    • Невзгоды могут стать неплохим источником вдохновения, но "настрадать" нормальный рабочий процесс не получится. Твои неприятности, сколько бы их на голову ни свалилось, не являются "кредитом на успех в будущем". Особенно в том, что касается музыки.

    • Негативные критические отзывы от незнакомцев по умолчанию имеют большую ценность, нежели хвалебные отзывы от друзей. Особенно, если в них есть рациональное зерно.

    • Следует, однако, иметь в виду и "прокурорские" наклонности нашей уважаемой публики: причины обосрать всегда найдутся, как и причины не сказать доброго слова - а то вдруг заподозрят в недостаточной суровости и зачислят в ахтунги.

    • "Так кого слушать, друзей или незнакомцев"? - Просто иди гонять гаммы.

    • Обосрали? Оправдываться - последнее дело. Особенно тем, что в клубе был звук плохой.

    • Впрочем, умение играть "по приборам" для российских клубов - очень полезный навык. Проверено.

    • Если внутри ансамбля обсуждают аранжировку или сыгранный концерт или что-то ещё, в первую очередь внимание - на отличные находки. А по недостаткам разнос отложи на потом. Твоя цель - создание музыки, которая зацепит, а не лишённого недостатков эталона из палаты мер и весов. То, что зацепило, - важнее всего.

    О творчестве:

    • Если можешь не писать, не пиши. Можешь не играть - не играй.

    • Написал(а) стихи? Будь готов(а) к "хихи". А лучше сразу покажись филологу. 

    • На полноразмерной клавиатуре 88 нот и все можно использовать. Помножь их на шесть чаще всего используемых длительностей и прикинь количество возможных сочетаний и как тебя наебал тот, кто сказал, что нот всего семь.

    • Я знавал музыканта, который очень любил всё усложнять - ради самой сложности. "У меня сложные эмоции, - говаривал он, - поэтому и музыка сложная". Правда, потом он надолго приземлился в группе, игравшей pagan black metal.

    • И тем не менее, когда слышишь "народу нужно что попроще", желание присунуть "упрощателю" бас-гитару по самый си-бемоль - не то, чтобы предосудительно.

    • Чем больше у тебя инструментальных треков в аранжировке, тем выше вероятность, что не слышно будет ни одного. Хороша та аранжировка, которая похожа на Sheridan's, а не на Bailey's.

    • Если ты собрался играть в том же стиле, в котором играет любимая группа, подумай, нужен ли миру её клон? Овечка Долли умерла от преждевременного старения.

    • Рыбка-прилипала никогда не вырастет до размеров акулы. Даже карликовой. 

    • Во всём, что ты когда-либо напишешь, неизбежно будут присутствовать в лучшем случае едва заметные следы того, что ты услышал и, ещё не понимая этого, полюбил в самом раннем детстве. И если это была "Беловежская пуща", а не "Владимирский централ", считай, тебе повезло.

    • Noscere. Audere. Velle. Tacere. Знай. Смей. Желай. Молчи. 

    • Удачи, друг.
    P.s. Возможно, этим дело не ограничится и будут добавлены ещё некоторые соображения. Оставайтесь на линии.

    Комментариев нет:

    Отправить комментарий