воскресенье, 16 июня 2013 г.

Уличные выступления: рецепты знатока

Лето - благословенное (и хлебное) время для уличных музыкантов. В последние годы всё большее их количество предпочитают работать "в электричестве", то есть, с  использованием технических средств. Для тех, кто выступает, например, в пригородных поездах, это если не необходимость, то большое подспорье: в электричках шумно. Как это делается с технической стороны, рассказывает Кирилл Дидковский, актёр, инженер и опытный уличный музыкант.


О переносных комбоусилителях


-  IMHO, мобильно запитывать обычный комбик смысла нет. Схема "аккумулятор+инвертор" означает, что дома надо держать зарядное устройство для свинцовых аккумуляторов, а с собой таскать (помимо комбаря) нехилый груз аккумуляторов и инвертор. Кроме того, в большинстве случаев инвертор выдаёт не синусоиду, а "модифицированную синусоиду" - четверть цикла +220В, четверть цикла - ноль, четверть цикла - -220В, четверть цикла - снова ноль. Такой сигнал позволяет запитать комбик, но часто приводит к появлению сильного гудения в динамике.



Кроме того, батарейных комбиков сейчас - пруд пруди. Обзоры двух из них есть у меня в ЖЖ -  здесь и здесь. Очень приятная линейка есть у Vox (я вообще очень люблю Vox'овский звук) - Mini3 (несколько моделей), Mini Rhythm 5 (если бы я покупал мелкий комбарь сейчас, купил бы его).



По разным аппаратам в сети есть разные отзывы о надёжности, но по упомянутым особых нареканий ни у меня, ни на просмотренных мной страницах Сети не было. У [бОльшей] части других комбиков нет посыла на reverb/delay с микрофона. У Roland Cube Mobile звук с микрофона идёт через ревербератор, у упомянутых Vox'ов можно настроить уровень посыла, а Cube Street позволяет повесить различные эффекты на голос и инструмент. Именно эта "фишка" заставляет меня простить ему лишние габариты и вес. Дело в том, что, по моему опыту, аккомпанирующую гитару лучше обвешивать ревером, а голос или другой соло-инструмент (гармошку, флейту) - delay'ем. Это позволяет сделать солирующий инструмент более полётным, не перебарщивая с эффектами - а ритм-партию не размывать задержанными отражениями.

Если же на комбике нет отдельного reverb/delay на микрофонном канале, можно использовать внешний процессор эффектов. Обеспеченные музыканты посмотрят в сторону Mic Mechanic, но и Line 6 Pocket Pod Express, и даже совсем копеечный Jam Mate Hipster (последний не пробовал, но должен работать) спасут отца русской демократии. Выбираем сlean-канал, delay и радуемся жизни.


Мобильное питание обычных комбиков, работающих от 220 вольт


Берём аккумулятор свинцовый на 12 Вольт, инвертор, и получаем нужные нам 220В. Но, как говорилось, овчинка не стоит выделки - получится тяжело, не лучше по качеству и в разы больше по весу, чем отдельный мелкий комбик. Правда, для басиста это может быть нормальным вариантом, так как единственный известный мне микрокомбик для баса - Cube Bass RX - стоит порядка 15 тыр. 

[NB: У меня стоит Artec Cubix B2, дешёвый (около 3 тыс. рублей) и слабенький басовый комбарь, но на батарейках. Большую комнату звуком заполнит, а вот с улицей - не справляется. - S2]

Залезать же внутрь схемы комбика, подключая вход с аккумулятора на выход выпрямителя, без радиолюбительского опыта опасно, а с оным - относительно просто. Ищем выход выпрямителя, и, если напряжение близко к тому, которое выдаёт аккумулятор, пробуем подключиться. Если напряжение ниже, чем выдаёт аккумулятор (т. е. чем 14-14.5 В), надо очень осторожно просмотреть все идущие после выпрямителя компоненты, иначе очень легко спалить что-нибудь. Можно попробовать даже заряжаться непосредственно от выпрямителя, но скорее всего это будет менее эффективно, чем специализированный зарядник.

О самодельных микрофонах


Я покупал в Farnell оголовье с конденсаторным капсюлем, и припаивал к нему простейшую схему (с батарейки 1.5 В через резистор на "плюс" микрофона, оттуда через конденсатор 0.1 мкФ на вход усилка). До этого схожую конструкцию делал из куска медной проволоки, капсюля из "Чип-и-Дип" и аналогичной схемы, но это было намного менее эстетично. Сегодня я не стал бы с этим заморачиваться - простейшие петлички стоят от 500 руб, микрофоны с оголовьем - от 1300. А если слова типа Pasgao кого-то пугают, можно посмотреть на такую штуку: http://www.slami.ru/netcat/modules/catalog/CNT47106. Но если есть сильное желание посамодельничать - пожалуйста, берёте любой ECM (http://www.chipdip.ru/catalog-show/electret-microphones/?sort=priceup), батарейку с держателем, разъём, резистор и конденсатор, и метр-два микрофонного кабеля. Сотни в 2-3 уложиться получится.

Что сложнее и что проще всего прозвучить


Переход проще всего, там даже подзвучки обычно не нужно. Электричка с закрытыми окнами может "гудеть" от избытка баса в минусовке и гитарной партии, с открытыми - шуметь, обе проблемы преодолимы. А открытое пространство бывает разным. Тихую лесную полянку прозвучить легко, на поле размером со стадион и звука надо немало, а шумную улицу может и не получиться озвучить приятно, т. е. на громкости, комфортной для уха.

Напоследок пара know how для самодельщиков. На многих электрогитарах регулятор тембра просто подрезает или не подрезает верха. При этом возможности подрезать низы нет, и в вагоне электрички с закрытыми окнами может получиться "гудение", неприятное для уха и не позволяющее вывести гитару на нужный уровень громкости. Но можно поправить схему распайки гитары так, что можно будет и низы подрезать. Обычно ставится RC-цепочка, на которую подаётся сигнал с выхода звукоснимателя, и регулятор тембра позволяет брать сигнал с выхода этой RC-цепочки, непосредственно с выхода звукоснимателя, или откуда-то из середины. Если же добавить в схему аналогичную RC-цепь, развёрнутую вверх ногами, можно сделать регулятор тембра, поднимающий либо низы, либо верха. http://www.duncanamps.com/tsc/index.html в помощь. Я так переделал свой китайский страт, и это мне очень помогало в электричках.

Второе know how (намотка бесшумных синглов) подробно описано тут - http://holin.livejournal.com/164695.html.

Комментариев нет:

Отправить комментарий