воскресенье, 19 мая 2013 г.

Мысли о звуке - III. Эквалайзер и что я об этом знаю

Продолжаем публиковать заметки Евгения Гурова о звукозаписи. Первая доступна здесь. Вторая - здесь.

Сколько ни читал книжки по сведению от Именитых Мужей, всегда там была одна и та же мантра: «Эквалайзером надо пользоваться очень аккуратно мать пере мать, иначе боженька заругает!»

Полная хрень. Учитывая, что в те годы они работали на  швейных машинках и самый ходовой эквалайзер был приснопамятный Pultec, то можно понять откуда ползут эти восклицания про осторожность.  Единственное, что надо помнить при работе с эквалайзером, это то, что повышая частоту на 3дб, вы тем самым повышаете выход самого эквалайзера на эти же 3дб. Это стоит учитывать, чтобы не путать более громкий звук с более интересным.





Именитые Мужи вам пишут, что надо лишь слегка корректировать звук эквалайзером, не более +/-2дб по полосе. Это они опять про сведение, а мы до него еще не дошли. На этапе саунддизайна скорее всего будут использованы достаточно сильные коррекции типа -6дб 800Гц или -12дб 1000Гц, и это нормально. Надо очистить звук от всего лишнего - гулкости, бочковитости, яда и  т.п.

Очень хороший пример это вырезания так называемых «завалов» или формант, присутствующих в звуке. Особенно в звуке, записанном микрофоном. Их либо хорошо видно на анализаторе спектра, или можно найти задрав, полосу эквалайзера к +12дб и большим значением Q. Пройдитесь этим пиком по всему диапазону, плавно регулируя частоту пока не найдете ужасно звучащие звуки. Например если говорить о вокале, то это звук похожий на звук из телефонной трубки где-то между 1 и 2 кГц. Такого рода завалы можно либо вырезать узким notch-фильтром либо задавить этой же полосой которая использовалась для поиска, просто спустив Gain до упора. Главное не забыть следом добавить эквалайзер, который широким Q немного компенсирует место завала на +2 - +1 дб. Проще говоря, если первый эквалайзер вырезает частоту, то нужен следом второй, который немного скомпенсирует эффект.

Да-да: два эквалайзера подряд. Это еще ерунда потому что в реальной жизни возможно понадобится и три, и четыре.

Этого они не пишут в книжках. У них всегда трёхполосный эквалайзер с LP/HP фильтрами и все. И якобы он все делает. Ага.

И это опять еще не сведение. Это что-то, что уже не саунддизайн, но еще не сведение, ибо тут мы делаем из неправильных звуков правильные. Что касается эквалайзеров, то используйте те, в которые встроен анализатор спектра, чтоб всегда видеть что вы делаете а не полагаться на уши.

Вообще используйте всегда плагины, которые максимально визуализируют то, что вы делаете. Это же касается компрессоров и гейтов. Особенно компрессоров и гейтов. Что касается синтезаторов с качественной модуляцией, то всегда смотрите по анализатору спектра, как сильно изменяется частотная картина, где вырастают пики чтобы иметь возможность скомпенсировать их эквалайзером. Необходимо добиться более менее ровного звучания синтезатора , если конечно взрывной, богатыми формантами звук не есть художественный замысел - тогда помогай вам бог.

Что касается сведения, то тут действительно должно хватить четырёхполосного эквалайзера. Ну может пятиполосного. Важно помнить следующее: на сведении эквалайзер с ручками лучше, чем параметрический. Эквалайзер сведения - это последний эквалайзер в вашей цепочке. Его задача - вписать конкретный трек в частотную картину микса. Если всё ещё хочется менять тембр инструмента, то, скорее всего, надо вернуться к саунд-дизайну. Поэтому эквалайзер с ручками предпочтительнее. Вы просто видите, что это ваш эквалайзер для микса, и стараетесь его слышать, а не смотреть пики и галки параметрического эквалайзера.

Забудьте про стерео. Приведите всё к моно перед тем как сводить. Есть простые плагины mono-stereo, которые помогают оперативно переключаться от стерео к моно и обратно. Есть мнение, что на моно не стоит заморачиваться, потому как моноформат отмирает; вот эти умные люди на самом деле правы, но мы всё-таки будем сводить в моно. И вот почему.

Зайдите к своему хорошему знакомому и посмотрите, где стоит его домашнее стерео. Правильно, в шкафу, причем одна колонка на полу а другая на балконе чтобы по выходным дарить радость прохожим. Вопрос, в каком формате он слушает музыку? Даже если все его колонки стоят в том же шкафу и смотрят на диван, где гарантия что он слушает с дивана, а не стоит сбоку или вообще сидит на кухне? Если микс будет неправильно сведен, если вы обманитесь красотами стереосинтезаторов, то скорее всего ваш приятель услышит полное guano. Добейтесь хорошего звучания в моно и потом уже делайте стерео, не меняя настроек эквалайзеров.

Еще они - Именитые, Совершенномудрые Мужи - вам скажут что эквалайзеры портят звук. Ок, они правы, действительно, они немного крутят фазу, а линейные звенят. Когда вы не получите "Грэмми" из-за порченного эквалайзером звука, позвоните мне и предъявите. Когда вы будете сводить шестнадцатитрековый барабанный мультитрек, то скорее всего вам пригодятся знания о фазе и влиянии эквалайзеров на нее. Создание барабанного звука из кучи дорожек - это отдельная песня и весьма интересная, но сейчас речь не об этом...

Продолжение следует

Комментариев нет:

Отправить комментарий