Вчерашняя история с RetroCade Synth напомнила всякие технологические изыски, связанные со старыми звуковыми генераторами, которым уже двадцать лет в обед. В первую очередь, это, конечно, проект MIDIbox, создатели которого собирают относительно несложные аппаратные модули на базе старых звуковых генераторов. В их числе, например, MIDIbox SID на базе упоминавшегося уже звукового чипа из компьютеров Commodor, и MIDIbox FM, построенный на базе старинных чипов Yamaha OPL3 (YMF262).
Подробнее об этом можно прочитать в блогах "Компьютерры" - об этом проекте они писали как раз год назад. Там же изложена - вкратце - история FM-синтеза, откуда он есть пошёл и куда. Началось всё с Yamaha DX-7, ставшего гиперпопулярным в 1980-е, потом та же технология легла в основу генерации звука в ранних аудиокартах для персональных компьютеров - AdLib Music Synthesizer Card и Creative Labs Soundblaster (как раз в SoundBlaster 16 и использовался OPL3).
FM-синтез пользуется огромной популярностью и поныне. И, конечно, возникает вопрос в осмысленности такой штуки как MIDIbox FM, учитывая, что как платных, так и бесплатных программных FM-синтезаторов по Сети раскидано видимо-невидимо.
В блоге bedroomproducersblog приведена подборка из 15 лучших, по мнению авторов поста, бесплатных FM-синтезаторов под Windows, Mac и Linux.
Следует также обратить внимание на целую пачку бесплатных VST-плагинов, разработанных Иеном Уэбстером и его группой Krakli Software, и так или иначе эксплуатирующих FM-синтез:
Помимо Krakli, бесплатный FM-синтезатор есть и у компании под названием DSK, производителя множества очень любопытных VST-плагинов, - DSK BlueZ:
Вышеприведённые плагины характерны ещё и тем, что в отличие от "первопроходца" - синтезатора Yamaha DX-7 и всех его последующих разновидностей - их операторы (отдельные генераторы звуковых волн) способны выдавать не только синусоидную волноформу, но и многие другие; варьируется также количество операторов - от двух и более.
Смысл в MIDIbox FM, однако, есть и существенный: ностальгия имя ему. Хотя понятно, что по качеству звука FM-чипы в картах AdLib или ранних SoundBlaster не могли тягаться с профессиональным DX-7 и вряд ли потягаются даже с самыми простенькими программными FM-синтезаторами, свой шарм в их "посконном" звучании всё-таки был:
 
Не могу, правда, исключать, что в случае этого ролика звучат старинные аппаратные аудиокарты, а не их программный эмулятор, встроенный в DosBox. Второй вариант более вероятен. Но это мало что значит.
К слову, разработчики DosBox не стали отдельно выпускать программный эмулятор FM-чипов, хотя, конечно, было бы здорово иметь такой в виде VST, например.
Зато есть программный синтезатор Nostaljia (да, так и пишется), обладающий звучанием, очень похожим на то, что выдавали старые аудиокарты. На его панели управления даже есть кнопка Lo-fi Waveform, позволяющая ухудшить его звук, чтобы усилить "ретро-душок":
Сохраняющаяся популярность FM-синтеза среди музыкантов объясняется его характерным звуком - звенящим, холодным, металлическим и принципиально "ненатуральным". Сказывается также элемент случайности: процесс отстраивания звука в случае FM-синтеза крайне сложен и непредсказуем, очень трудно предугадать, что именно у вас получится при изменении очередного параметра - если, конечно, вы не успели "крокодила съесть, собакой закусить" в этой области и не знаете досконально, что на что повлияет и как.
NB1. Все вышеприведённые аудиопримеры изготовлены с помощью соответствующих плагинов и пакета звукозаписи Reaper без какой-либо дополнительной обработки (за исключением DSK BlueZ, с которым Reaper отказался иметь дело). Записи размещены на SoundCloud на временной основе.
NB2. Касаемо семейства OPL: первый чип серии - Yamaha YM3526 - предлагался как звуковая опция к Commodore 64 (для тех, кому не хватало возможностей собственного чипа SID). Второй - OPL2/Yamaha YM3812 - лёг в основу AdLib и первых SoundBlaster, и уже OPL3/YMF262 - использовался в SoundBlaster 16.
NB3. Коммерческие VST-синтезаторы, использующие FM-синтез (какие удалось найти):
| MIDIbox FM, (c) ucapps.de, создан в 2004-2005 | 
Подробнее об этом можно прочитать в блогах "Компьютерры" - об этом проекте они писали как раз год назад. Там же изложена - вкратце - история FM-синтеза, откуда он есть пошёл и куда. Началось всё с Yamaha DX-7, ставшего гиперпопулярным в 1980-е, потом та же технология легла в основу генерации звука в ранних аудиокартах для персональных компьютеров - AdLib Music Synthesizer Card и Creative Labs Soundblaster (как раз в SoundBlaster 16 и использовался OPL3).
FM-синтез пользуется огромной популярностью и поныне. И, конечно, возникает вопрос в осмысленности такой штуки как MIDIbox FM, учитывая, что как платных, так и бесплатных программных FM-синтезаторов по Сети раскидано видимо-невидимо.
В блоге bedroomproducersblog приведена подборка из 15 лучших, по мнению авторов поста, бесплатных FM-синтезаторов под Windows, Mac и Linux.
Следует также обратить внимание на целую пачку бесплатных VST-плагинов, разработанных Иеном Уэбстером и его группой Krakli Software, и так или иначе эксплуатирующих FM-синтез:
| EffEm (название говорит само за себя)   | 
| Strata (комбинирует FM- и аддитивный синтез) | 
|   | 
| Richman-2 (комбинирует физическое моделирование и FM-синтез) | 
|   | 
| Lizard (FM-синтез с наворотами) | 
|   | 
Вышеприведённые плагины характерны ещё и тем, что в отличие от "первопроходца" - синтезатора Yamaha DX-7 и всех его последующих разновидностей - их операторы (отдельные генераторы звуковых волн) способны выдавать не только синусоидную волноформу, но и многие другие; варьируется также количество операторов - от двух и более.
Смысл в MIDIbox FM, однако, есть и существенный: ностальгия имя ему. Хотя понятно, что по качеству звука FM-чипы в картах AdLib или ранних SoundBlaster не могли тягаться с профессиональным DX-7 и вряд ли потягаются даже с самыми простенькими программными FM-синтезаторами, свой шарм в их "посконном" звучании всё-таки был:
Не могу, правда, исключать, что в случае этого ролика звучат старинные аппаратные аудиокарты, а не их программный эмулятор, встроенный в DosBox. Второй вариант более вероятен. Но это мало что значит.
К слову, разработчики DosBox не стали отдельно выпускать программный эмулятор FM-чипов, хотя, конечно, было бы здорово иметь такой в виде VST, например.
Зато есть программный синтезатор Nostaljia (да, так и пишется), обладающий звучанием, очень похожим на то, что выдавали старые аудиокарты. На его панели управления даже есть кнопка Lo-fi Waveform, позволяющая ухудшить его звук, чтобы усилить "ретро-душок":
Сохраняющаяся популярность FM-синтеза среди музыкантов объясняется его характерным звуком - звенящим, холодным, металлическим и принципиально "ненатуральным". Сказывается также элемент случайности: процесс отстраивания звука в случае FM-синтеза крайне сложен и непредсказуем, очень трудно предугадать, что именно у вас получится при изменении очередного параметра - если, конечно, вы не успели "крокодила съесть, собакой закусить" в этой области и не знаете досконально, что на что повлияет и как.
NB1. Все вышеприведённые аудиопримеры изготовлены с помощью соответствующих плагинов и пакета звукозаписи Reaper без какой-либо дополнительной обработки (за исключением DSK BlueZ, с которым Reaper отказался иметь дело). Записи размещены на SoundCloud на временной основе.
NB2. Касаемо семейства OPL: первый чип серии - Yamaha YM3526 - предлагался как звуковая опция к Commodore 64 (для тех, кому не хватало возможностей собственного чипа SID). Второй - OPL2/Yamaha YM3812 - лёг в основу AdLib и первых SoundBlaster, и уже OPL3/YMF262 - использовался в SoundBlaster 16.
NB3. Коммерческие VST-синтезаторы, использующие FM-синтез (какие удалось найти):
- Native Instruments FM7/FM8 - изначально эмулятор серии Yamaha DX, совместим с SysX-сообщениями аппаратных синтезаторов, позволяет загружать в себя их тембры, но воспроизводит несколько иначе, чем "железо". Цена $199.
- Native Instruments Reaktor - конструктор программных синтезаторов, включающий FM-модули. Цена $399.
- Propellerhead Reason - многофункциональный пакет, включающий синтезатор Thor, в котором есть и FM-модули. Reason официально продаётся в России по цене 13990 рублей.
- Big Tick Audio Rhino - популярный FM-синтезатор с шестью операторами на голос, сотнями разных волноформ и возможностью догружать аудиосэмплы с целью добавления новых форм волн. Цена $99.
- Synapse Audio Toxic - FM-синтезатор, входящий в крупный пакет для аудиозаписи Orion. Весь пакет стоит $249, Toxic отдельно, похоже, не продаётся.
 

 
Комментариев нет:
Отправить комментарий