В этой части пойдёт речь о записи вступительного трека - Introitus
Introitus
Идея записать альбом в стилистике, приближённой к Dark Folk, появилась давно - под впечатлением от прослушивания таких команд как Neutral, Backworld, Current 93 и Moon Far Away (а также музыки из игры Diablo).
Первоначальная идея состояла в том, чтобы ограничить инструментал акустической гитарой, басом и меллотроном (сэмплерным). Но аппетит приходит во время еды, так что итоговый результат получился куда более навороченным в плане аранжировок. А поскольку я так и остался "негитаристом", а завербовать стороннего исполнителя по ряду причин не вышло, гитара на альбоме представлена в минимальных количествах.
Большая часть музыки была написана в 2019-2020 годах, уже после отъезда из Москвы. Большая часть, но не вся: вступление (первый трек) придумалось ещё в начале-середине 2010-х, когда я ещё пользовался, эмм, неофициальным софтом. Propellerhead Reason, в частности.
Перевести трек в Reaper технически казалось несложным, вопрос был в подборе нужных тембров. Фактически единственное, что составляло проблему, это собственный синтезатор Reason - Malström, обеспечивавший "текуче-переливистый" фоновый звук. Его хотелось воспроизвести максимально близко к оригиналу... но другими средствами.
Звук рояля обеспечила давно купленная библиотека Miroslav Philharmonik 2 CE. Он был дополнен фортепианообразным тембром из DEXED, волшебного эмулятора Yamaha DX-7, который, правда, был дополнительно обвешан разнообразной обработкой, причём в основном гитарной. Список использованных плагинов будет приведён в конце текста.
Разнообразные шорохи, удары и скрежет на фоне - это сэмплы собственного изготовления. Хлопок железной двери в подъезде - под тройным слоем ревербератора; деревянный стул, которым егозили по напольной плитке на кухне (душераздирающий звук сам по себе, а если его ещё и воспроизводить с большим замедлением, то и вовсе апокалиптический) и ещё несколько других. Для их воспроизведения использовался бесплатный сэмплер Vember Audio Shortcircuit, к сожалению, уже канувший в бездну. Старый, не очень стабильный, но простой в использовании и относительно близкий по функциональности к сэмплеру NN-XT, встроенному в Reason.
Что же касается того самого текучего звука, то получить нечто похожее удалось с помощью Synth1 и Sonigen Modular. В обоих случаях использовались чужие (каюсь) патчи с минимальной "докруткой", ну и, естественно, много, очень много обработки.
Последним штрихом стало использование сэмплов цитры, - бесплатного же плагина LABS Zither. LABS - это набор бесплатных программных инструментов от Spitfire Audio, местами совершенно великолепных.
Что же касается того самого текучего звука, то получить нечто похожее удалось с помощью Synth1 и Sonigen Modular. В обоих случаях использовались чужие (каюсь) патчи с минимальной "докруткой", ну и, естественно, много, очень много обработки.
Последним штрихом стало использование сэмплов цитры, - бесплатного же плагина LABS Zither. LABS - это набор бесплатных программных инструментов от Spitfire Audio, местами совершенно великолепных.
Вот, что получилось в итоге:
Список плагинов
Инструменты
- DEXED (Digital Suburban) - звуки FM-рояля и стринг-синтезатора
- LABS (Spitfire Audio) - библиотека со звуками цитры
- Miroslav Philharmonik 2 CE* (IK Multimedia) - оркестровая библиотека и фортепиано
- Shortcircuit (Vember Audio/Surge Synth Team) - сэмплер. Оригинальная версия в Сети более недоступна
- Sonigen Modular (Sonigen) - многофункциональный модульный синтезатор. Сайт разработчика на данный момент не функционирует
- Synth1 (Daichi) - субтрактивный синтезатор
Частотная и фазовая обработка
- 4-Tap Phaser (JS) - фазер
- Azurite (Distorque) - хорус/фазер
- Exciter (JS) - эксайтер (слегка поднимает высокие частоты)
- ReaEQ (Cockos) - эквалайзер
Пространственная обработка
- Ambient Rеverb* (Stone Voices) - реверберация
- epicVerb (Variety of Sound) - реверберация
- Panagement 2* (Auburn Sounds) - реверберация, дилей, панорамирование
- ReaDelay (Cockos) - дилей
- Shimmer* (Valhalla) - реверберация с дополнительными эффектами.
- Stereo Field Manipulator (JS) - панорамирование
- TAL Reverb 3 (Togu Audio Line) - реверберация
Компрессоры и максимайзеры
- BuzMaxi3 (buzzroom) - максимайзер-лимитер
- Limiter No6 (Vladislav Goncharov) - мастеринговый плагин
Прочее
- Distortion(Fuzz) (JS) - эмуляция дисторшна
- NadIR (Ignite Amps) - конволюционный эмулятор гитарного кабинета
- ReaPitch (Cockos) - регулировка высоты тона
- Sample Reducer (TbT) - снижение частоты сэмплирования (lo-fi)
- TSB-1 (Ignite Amps) - эмулятор гитарной педали перегруза
* Звёздочкой отмечены платные плагиныВсё, что помечено Cockos или JS, - это встроенные средства Reaper.
Подробности
Обилие ревербераторов связано с тем, что они использовались, в основном, для спецэффектов, - в конечном счёте, все они звучат по-разному.
Сэмпл-редьюсер использовался для придания дополнительного налёта "лоу-файности" (ок, огрубления) тембру Sonigen.
Довольно интересный эффект получился из игр с панорамой. Reaper позволяет управлять любыми (или, по крайней мере, поддающимися внешней модуляции) параметрами плагинов с помощью встроенного генератора низкочастотных колебаний (LFO). С его помощью, например, можно заставить гонять звук туда-сюда на протяжении всего трека. Чем, собственно, я и воспользовался.
Ещё более интересных результатов, кстати, можно добиться, если поставить под управление LFO регулятор панорамы Panagement 2. Он позволяет не только гонять источник звука по оси лево-право, но и приближать его или уводить вглубь микса. При нужных настройках LFO (в частности, при очень низкой частоте) можно обеспечить "бродячий" источник звука, что бывает весьма уместно в экспериментальной музыке.
Что касается ревербератора Shimmer и его "дополнительных эффектов", то этот коммерческий ревербератор позволяет менять (и динамически модулировать) высоту тона уже обработанного звука. Эффект любопытный, но быстро приедающийся. Без модуляции, впрочем, это просто высококачественный - как и всё, что выпускает Valhalla - программный ревербератор.
"Гитарные" эмуляторы использовались для некоторого ужирнения и узлобления звука DEXED; благодаря этому и получилось подобие тяжёлого гитарного аккорда на кульминации. Сама по себе электрогитара тут не использовалась.
В следующем посте - про запись трека March 20. Оставайтесь с нами...
В следующем посте - про запись трека March 20. Оставайтесь с нами...
Комментариев нет:
Отправить комментарий