воскресенье, 25 октября 2020 г.

О записи альбома Equinox: The Rite of Spring, ч.1

В этом и нескольких последующих постах будет рассказываться о процессе записи альбома проекта black-sided sun - Equinox: The Rite of Spring, работа над которым велась несколько лет.

В этой части пойдёт речь о записи вступительного трека - Introitus

 

Introitus

Идея записать альбом в стилистике, приближённой к Dark Folk, появилась давно - под впечатлением от прослушивания таких команд как Neutral, Backworld, Current 93 и Moon Far Away (а также музыки из игры Diablo). 

 Первоначальная идея состояла в том, чтобы ограничить инструментал акустической гитарой, басом и меллотроном (сэмплерным). Но аппетит приходит во время еды, так что итоговый результат получился куда более навороченным в плане аранжировок. А поскольку я так и остался "негитаристом", а завербовать стороннего исполнителя по ряду причин не вышло, гитара на альбоме представлена в минимальных количествах. 

Большая часть музыки была написана в 2019-2020 годах, уже после отъезда из Москвы. Большая часть, но не вся: вступление (первый трек) придумалось ещё в начале-середине 2010-х, когда я ещё пользовался, эмм, неофициальным софтом. Propellerhead Reason, в частности. 

Перевести трек в Reaper технически казалось несложным, вопрос был в подборе нужных тембров. Фактически единственное, что составляло проблему, это собственный синтезатор Reason - Malström, обеспечивавший "текуче-переливистый" фоновый звук. Его хотелось воспроизвести максимально близко к оригиналу... но другими средствами. 

Звук рояля обеспечила давно купленная библиотека Miroslav Philharmonik 2 CE. Он был дополнен фортепианообразным тембром из DEXED, волшебного эмулятора Yamaha DX-7, который, правда, был дополнительно обвешан разнообразной обработкой, причём в основном гитарной. Список использованных плагинов будет приведён в конце текста. 

Разнообразные шорохи, удары и скрежет на фоне - это сэмплы собственного изготовления. Хлопок железной двери в подъезде - под тройным слоем ревербератора; деревянный стул, которым егозили по напольной плитке на кухне (душераздирающий звук сам по себе, а если его ещё и воспроизводить с большим замедлением, то и вовсе апокалиптический) и ещё несколько других. Для их воспроизведения использовался бесплатный сэмплер Vember Audio Shortcircuit, к  сожалению, уже канувший в бездну. Старый, не очень стабильный, но простой в использовании и относительно близкий по функциональности к сэмплеру NN-XT, встроенному в Reason.

Что же касается того самого текучего звука, то получить нечто похожее удалось с помощью Synth1 и Sonigen Modular. В обоих случаях использовались чужие (каюсь) патчи с минимальной "докруткой", ну и, естественно, много, очень много обработки.

Последним штрихом стало использование сэмплов цитры, - бесплатного же плагина LABS Zither. LABS - это набор бесплатных программных инструментов от Spitfire Audio, местами совершенно великолепных. 

Вот, что получилось в итоге: 




Список плагинов 

Инструменты

    • DEXED (Digital Suburban) - звуки FM-рояля и стринг-синтезатора 
    • LABS (Spitfire Audio) - библиотека со звуками цитры 
    • Miroslav Philharmonik 2 CE* (IK Multimedia) - оркестровая библиотека и фортепиано 
    • Shortcircuit (Vember Audio/Surge Synth Team) - сэмплер. Оригинальная версия в Сети более недоступна 
    • Sonigen Modular (Sonigen) - многофункциональный модульный синтезатор. Сайт разработчика на данный момент не функционирует 
    • Synth1 (Daichi) - субтрактивный синтезатор 

Частотная и фазовая обработка 

    • 4-Tap Phaser (JS) - фазер 
    • Azurite (Distorque) - хорус/фазер 
    • Exciter (JS) - эксайтер (слегка поднимает высокие частоты) 
    • ReaEQ (Cockos) - эквалайзер 

Пространственная обработка

    • Ambient Rеverb* (Stone Voices) - реверберация 
    • epicVerb (Variety of Sound) - реверберация 
    • Panagement 2* (Auburn Sounds) - реверберация, дилей, панорамирование 
    • ReaDelay (Cockos) - дилей 
    • Shimmer* (Valhalla) - реверберация с дополнительными эффектами. 
    • Stereo Field Manipulator (JS) - панорамирование 
    • TAL Reverb 3 (Togu Audio Line) - реверберация 

Компрессоры и максимайзеры 

  • BuzMaxi3 (buzzroom) - максимайзер-лимитер
  • Limiter No6 (Vladislav Goncharov) - мастеринговый плагин


Прочее 


    • Distortion(Fuzz) (JS) - эмуляция дисторшна 
    • NadIR (Ignite Amps) - конволюционный эмулятор гитарного кабинета 
    • ReaPitch (Cockos) - регулировка высоты тона 
    • Sample Reducer (TbT) - снижение частоты сэмплирования (lo-fi) 
    • TSB-1 (Ignite Amps) - эмулятор гитарной педали перегруза 

* Звёздочкой отмечены платные плагины 
Всё, что помечено Cockos или JS, - это встроенные средства Reaper. 

Подробности

Обилие ревербераторов связано с тем, что они использовались, в основном, для спецэффектов, - в конечном счёте, все они звучат по-разному. 

Сэмпл-редьюсер использовался для придания дополнительного налёта "лоу-файности" (ок, огрубления) тембру Sonigen. 

Довольно интересный эффект получился из игр с панорамой. Reaper позволяет управлять любыми (или, по крайней мере, поддающимися внешней модуляции) параметрами плагинов с помощью встроенного генератора низкочастотных колебаний (LFO). С его помощью, например, можно заставить гонять звук туда-сюда на протяжении всего трека. Чем, собственно, я и воспользовался. 

Ещё более интересных результатов, кстати, можно добиться, если поставить под управление LFO регулятор панорамы Panagement 2. Он позволяет не только гонять источник звука по оси лево-право, но и приближать его или уводить вглубь микса. При нужных настройках LFO (в частности, при очень низкой частоте) можно обеспечить "бродячий" источник звука, что бывает весьма уместно в экспериментальной музыке. 

Что касается ревербератора Shimmer и его "дополнительных эффектов", то этот коммерческий ревербератор позволяет менять (и динамически модулировать) высоту тона уже обработанного звука. Эффект любопытный, но быстро приедающийся. Без модуляции, впрочем, это просто высококачественный - как и всё, что выпускает Valhalla - программный ревербератор. 

 "Гитарные" эмуляторы использовались для некоторого ужирнения и узлобления звука DEXED; благодаря этому и получилось подобие тяжёлого гитарного аккорда на кульминации. Сама по себе электрогитара тут не использовалась.

В следующем посте - про запись трека March 20. Оставайтесь с нами...

Комментариев нет:

Отправить комментарий