среда, 9 августа 2017 г.

Домашная студия: Главный обман

Хочу немного написать про студийные мониторы, и какой на самом деле это подлый обман в современном пропитанном маркетингом мире. Любой человек,  решивший посвятить себя домашней звукозаписи - или не домашней, - прямо вот обязан столкнуться с этим гнусным и подлым утверждением:


Для успешной работы, для создания миксов, адекватно звучащих на разной аппаратуре, звукорежиссёру надо раздобыть профессиональные студийные мониторы, да не абы какие, а высококлассные, и даже это еще не все, потому как надо серьезно заняться акустическим оформлением того помещения в котором мониторы будут использоваться.




Это очень серьезное профессиональное утверждение. Оно красиво звучит, оно настраивает на профессиональный лад. Но на самом деле это все неправда.





Все что вам нужно, это исправная хорошо звучащая система, просто адекватно воспроизводящая звуковой материал. Она не должна быть выдающейся, она не должна быть супер профессиональной, она должна просто нормально звучать.

И самое революционное утверждение, которое я собираюсь сделать, это то, что даже на плохой системы вы можете сделать хороший микс.

Чтобы прийти к этому я потратил достаточно много времени работая на разных системах и я никогда не получал нужного мне результата до тех пор, не обратил внимание на один забавный эффект.

Как-то раз я смотрел видеообзор одного парня который в своей домашней студии сравнивал железный компрессор с его софтверной реализацией в виде плагина, и в этом обзоре я ясно услышал, что железный компрессор звучит прозрачнее, с большим "панчем", чем более "ватный" плагин.

И тут я обратив внимание на два самых главных нюанса, которые взорвали мне мозг. Первое это то, что эту разницу я услышал не на супер-акустике, а в мультимедийных наушниках.

Второе - это то, что сам парень, проводивший обзор, даже не озаботился записать звук отдельными качественными аудиодорожками, а просто снимал весь процесс на видеокамеру!

Теперь задумайтесь: я слышал разницу между железным компрессором и плагином посредством звука, воспроизводимого на акустике того парня и снятого встроенным стерео-микрофоном камеры!

Многие в комментариях к этому видео смеялись над автором, говорили, что нельзя
делать такой обзор, потому как разница будет слышна только на высококлассных мониторах, но я-то отчетливо ее услышал.

И тогда мне на ум сразу же пришел стандартный рекламный видеоролик про новый телевизор. Вы не замечали что они показывают вам в рекламе новый телек, у которого изображение лучше, чем у вашего, оно более контрастное, более яркое и насыщенное, при этом вы смотрите рекламу на своем старом телеке?

Вот тут и кроется самый главный обман. Неважно на чем вы слушаете или что вы смотрите, чтобы определить какая фонограмма звучит лучше вам надо ее сравнить с эталоном, с чем-то что заранее известно своим качеством. Ухо мгновенно отметит разницу, и вы, наконец, услышите не мониторы, а "сквозь" мониторы. Ваш мозг автоматически нивелирует все огрехи в АЧХ той системы, которую вы слушаете, и чтобы заметить их, вам придется поставить рядом что-то более качественное и переключится на эту новую систему. Только в этом случае вы сможете отличить, была ли ваша система хуже или лучше, и услышать, в чём именно.

Естественно что натренированное годами ухо профессионала хорошо слышит эту разницу сходу, но даже профи используют референсные треки в работе. Часто от тех же профи можно услышать фразу типа “не слушайте плохие мониторы, испортите слух”. И это весьма правильное, но, на мой взгляд, устаревшее утверждение. Слушать можно все, но важно четко понимать что ты слушаешь: микс или монитор.

Однако маркетинг постоянно утверждает, что вот наконец появились идеальные мониторы,   которые сходу будут давать ровные,  сбалансированные миксы, какие-то тесты выкладываются, какие-то "купленные" профи дают советы и нахваливают АЧХ.

Все это - главный обман, нужный лишь для того, чтобы впарить вам новую "железку". Которая никак не улучшит результаты работы, пока вы не понимаете, что именно вы слушаете в мониторах. Второй обман заключается в том, что настоящие профи никогда не посоветуют вам слушать в контексте, потому как это слишком просто ;)

Конечно более совершенная акустика,  как и более правильное оформление контрольной комнаты, поможет вам более целостно оценить нюансы, но в целом это все только дополнительные плюсы, которые никак не помогут без понимания главного.

Автор - руководитель студии звукозаписи Kamora Production.

Комментариев нет:

Отправить комментарий