суббота, 3 сентября 2016 г.

Очень странная тема, или о музыке к игре Dune II

Время от времени автора этих строк, что называется, "пробивает" на старые - очень старые - игры из его детства. Среди тех игрушек, которые он, вероятно, взял бы с собой на вечную ссылку на необитаемом острове (там ведь будет электричество, да?) - праматерь всех стратегий Dune II (Westwood, 1992).


Про Dune II можно прочитать в Википедии, а можно на Лурке; представление об игре обе ссылки дают исчерпывающее, только по второй много обсценной лексики, 18+, все дела.

Как связана Dune II с этим полумёртвым бложиком? - спросят резонные люди. И получат ответ: речь идёт о музыке, в частности, о саундтреке к Dune II.

Начало 1990-х - это ещё время доминирования MIDI-саундтреков; до тотального распространения музыки на CD ещё несколько лет, алгоритмы сжатия цифрового звука типа MP3 всё ещё в разработке, до их применения в играх тоже пройдёт ещё немало времени.

Поэтому в ходу аудиоинтерфейсы (аудиокарты) со встроенными синтезаторами на борту. Ранние модели, такие как Ad Lib, SoundBlaster первых двух поколений и их многочисленные клоны, используют преимущественно микросхемы YM3812 (OPL2) или YMF262 (OPL3), которые представляли из себя двухоператорные FM-синтезаторы. Более поздние модели SoundBlaster (16, AWE 32/64 и дальше) использовали уже Wavetable-синтез. Основной целью Wavetable-карт было воспроизводить звучание акустических инструментов - хотя бы немного более убедительно, чем это могли делать FM-чипы.

Сегодня для запуска старых игр под DOS используется обыкновенно программа DosBox, снабжённая - хвала разработчикам! - убедительными программными эмуляторами таких антикварных аудиокарт как SoundBlaster первых трёх поколений (по SoundBlaster 16 включительно), Gravis Ultrasound и Tandy. По факту эмулируется практически любая аудиокарта с FM- или Wavetable-синтезатором на борту, можно даже поставить сторонний источник музыкальных тембров, например, набор SoundFonts. Ну, это тема для отдельной статьи.

Но, как ни странно, некоторые игровые саундтреки звучали лучше на FM-чипах, нежели на Wavetable-синтезаторах; похоже, они просто писались с расчётом именно на первые. Вот, извольте сравнить:



Это вариант "Ad Lib". На самом деле, судя по описанию ролика, использовались программный эмулятор RDosPlay и DosBox. Возможно, в нижеприведённом ролике как раз использовался "честный" Ad Lib, хотя кто знает.



А теперь давайте послушаем, как звучал этот саундтрек на страшно элитном для своего времени Wavetable-модуле Roland MT-32:


Да, звук богаче, но... Внезапно это совсем "не то". Совершенно электронный звук FM-версии саундтрека звучит куда антуражнее, не правда ли?

Это всё к чему? А к тому, что у автора этих строк однажды возник вопрос: а нет ли возможности "пересадить" саундтрек к Dune II на какой-то более продвинутый FM-синтез? То есть, воспроизвести те же тембры на чём-то вроде Dexed?

Затея выглядела с виду простой: находим способ выяснить параметры оригинальных тембров, пробуем их воспроизвести в Dexed.

Да вот не тут-то было. Продолжение следует...

1 комментарий:

  1. Вот-вот. Я тоже многое применяю "необитаемым островом". Особенно все свои многочисленные музыкальные инструменты.
    Спасибо. Интересная статья и очень интересная тема.

    ОтветитьУдалить