суббота, 13 октября 2012 г.

Несколько абзацев о String Machines

Издание Sound on Sound опубликовало ряд статей, посвященных так называемым "струнным синтезаторам" или, точнее, "синтезаторам струнных" (Strings Synthesizers, так же известны как String Machines). Это был особый класс электронных клавишных из 1970-х, крайне популярный у исполнителей диско, арт- и психоделичесого рока, а также электронной музыки - и так далее. Эпоха String Machines была относительно непродолжительной, и тем не менее свой след в истории они оставили и у всех поклонников ретрозвучания по-прежнему пользуются заслуженным почтением... Что выражается в изрядном обилии эмуляторов, коммерческих и не очень.

Здесь - история создателя самых первых "синтезаторов струнных" Кена Фримана. Будучи активно концертирующим музыкантом, он, однако, не обладал достаточно большим личным состоянием, чтобы позволить себе вожделенный в ту пору меллотрон. Поэтому он начал придумывать, чем бы его можно было заменить.

В итоге он смог создать электронный инструмент, который более-менее убедительно мог изображать звучание струнных: как транзисторные электроорганы Vox Continental и Farfisa сделались эконом-вариантами дорогостоящего органа Хаммонда, так String Synthesizer/Symphonizer Фримана "экономичную" замену меллотрону, на которой мог исполнять партии струнных с клавишного инструмента. Подробности об этом лучше прочитать в первоисточнике; здесь отмечу лишь, что Фриману пришлось приобрести у местного производителя электроорганов "внутренности" инструмента, изучив которые, он научился изготавливать собственные звукогенераторы (осцилляторы). С этого все и началось.

Самое потрясающее в этой истории - то, что Фриман, сделавшись одним из пионеров синтезаторостроения, так и не смог как следует раскрутить свои изделия. Зато и он сам, и его инструмент стали исключительно востребованны в сессионном качестве. - на концертах и в студии. Он принимал непосредственное участие в записи знаменитой "Войны миров" Джеффа Уэйна, работал с Джастином Хэйуордом и многими другими.



Фриман записывал все клавишные партии на этом треке; его Prototype 4, судя по всему, проявляется в самом конце. Струнный оркестр был записан вживую.


На этом он заработал более чем приличные деньги, смог себе позволить дорогущие Yamaha CS-80 и New England Digital Synclavier, и нужда в дальнейшей работе над его string synthesizer отпала.

Между тем, на аналогичных инструментах имя себе сделали другие производители; в первую очередь, Eminent, голландский производитель электроорганов, встроивший в свои инструменты модуль "струнного" звучания. Звук "струнных" в Eminent 310 стал в определённой степени основой Oxygene Жана-Мишеля Жарра:





Отраслевым стандартом в итоге стал ARP Solina Strings Synthesizer, по факту - разработка всё той же голландской компании Eminent, которая лицензировала свою продукцию американскому поставщику синтезаторов ARP.



Этот инструмент и стал в итоге главной String Machine 1970-х, хотя выпускался относительно недолго - с 1974 по 1981 годы. Подробнее- опять же на Sound on Sound: http://www.soundonsound.com/sos/may07/articles/eminent310.htm

Сейчас, когда произошёл резкий всплеск интереса к ретрозвучанию, а технология позволяет реализовать практически любой аппарат периода 1960х - 1980х на программном уровне, String Machines в определённом смысле вернулись, потому что тот самый звук оказался востребован, наряду со звучанием субтрактивных и FM-синтезаторов, меллотрона и других ретро-агрегатов.

Хотелось бы для затравки обратить внимание на два эмулятора, каждый из которых по-своему замечателен.

Первый - это GForce Software Virtual String Machine, сногсшибательный виртуальный инструмент, при создании которого неутомимые GForce засэмплировали звучание сразу 17 разных моделей "синтезаторов струнных" от самых разных производителей. Так что по факту, получился не только роскошный ROMплер с историческими - во всех смыслах - тембрами, но и целый справочник по string machines. В своё время о VSM написала "Компьютерра".


Смотреть лучше где-то с середины

Пожалуй, единственным недостатком VSM является его цена - около 130 долларов.

Вторая разработка - можно сказать, антипод: это G-Storm String Concerto II, синтезатор, имитирующий работу схемотехники и внешний облик Logan String Melody II (подробнее об аппарате можно прочесть на Vintage Synth Explorer или в Википедии).


Видеозапись с Logan, к слову, сделана теми же людьми, кто работал над плагином String Concerto II



А вот так звучит сам плагин


Эмулируется только одна модель, но она же одна из лучших. Из самых лучших.

Плагин распространяется как 'Donationware', но с каким-то странным пониманием этой концепции: обычно предлагается использовать программу без ограничений, а оказывать или не оказывать "финансовую поддержку" - личное дело пользователя. Но тут полную версию плагина просто невозможно скачать без выплаты хотя бы минимального (10 долларов) "пожертвования".

Не проще было бы назначить цену в 10-15 долларов? Практическая ценность плагина, к слову, куда выше. В ближайшие два дня автору этих строк, скорее всего, предстоит использовать его в студии.

Пожелайте мне удачи, что ли?

Комментариев нет:

Отправить комментарий